рубрика: праздные рассуждения
Китайская медицина в азах своей теоретической базы делает упор на единство и неразрывную связь физиологии и психики, тела и души. Часто причиной болезни является душевная рана, а болезни тела легко могут стать причиной душевных страданий и формирований различного рода психологических расстройств.
Конституция пациента, его психологический портрет, сон, питание, бытовые привычки — все это важные аспекты при диагностике пациента и имеют прямое влияние на процессы восстановления. Именно поэтому пациенту с головной болью врач китайской медицины не выпишет анальгин, а пациенту с бессонницей — снотворное. На приёме врач задаст много вопросов, которые простому обывателю покажутся абсолютно не имеющими отношение к течению болезни. Но не для врача китайской медицины, ведь он будет лечить не «болезнь», а «человека», более того, конкретного человека!
Чтобы лучше понять подход к лечению врачами китайской медицины, расскажу вам историю, которую описал древнекитайский историк Сыма Цянем в «Исторических записках», она взята из жизнеописания великого врача Бянь Цюэ. История гласит, что однажды Бянь Цюэ проезжал мимо княжества Го и ему рассказали, что в этот день ранним утром в то самое время, когда пропели первые петухи, внезапно скончался наследник княжеского престола. Был только обед, тело ещё не успели подготовить к погребению. Внезапно Бянь Цюэ сказал, что наследник княжества не умер и попросил разрешения провести осмотр недавно умершего.
После осмотра Бянь Цюэ поставил наследному князю несколько игл на голове, груди, руках и ногах, после чего тот медленно начал подавать признаки жизни и в итоге очнулся. Все вокруг начали говорить, что Бянь Цюэ нет равных в искусстве врачевания, так как он может оживить мертвого, на что Бянь Цюэ ответи фразой, которая до сих пор известна каждому врачу китайской медицины: «Я не имею способности оживлять мёртвых, в нём (пациенте) ещё была энергия жизни, энергия к самоисцелению, а я только ему немного помог».
То есть врач подходит к лечению с позиции наличия у пациента ресурса к самовосстановлению, только это единственный возможный путь к выздоровлению.
Западная медицинская система построена на принципе «воинственной и ожесточенной борьбы», яркий пример, например, антибиотики, когда на пути к мнимой победе гибнут и чужие, и свои. Гормоны же используют и в короткие сроки истощают запас изначальных субстанций, чем вызван их видимый эффект на первых порах и серьёзные последствия в последствии.
Для китайской медицины это неоправданно и категорически неприемлемо. Она идёт по пути, который свойственен в принципе всей китайской философии: мы можем жить в мирном добрососедстве, но я не дам условий для того, чтобы болезнь могла проявить себя, то есть буду делать все, чтобы не создать благодатную почву, на которой зёрна болезни дадут ростки. Именно поэтому китайская медицина делает акцент на повседневных привычках, питании, настроении, социальной жизни и других бытовых аспектах.
В современном мире очень много болезней имеют в своей основе именно «расстройство сердца». Повреждение духа Шэнь — это переход очень опасного рубежа, так как само понятие Шэнь, которое ещё и имеет значение «Бог, Божество», как ядро и важнейшая составляющая Вселенной. Даосское учение говорит, что Человек — это маленькая модель Вселенной, которая живет по тем же правилам и законам.
Тело и сердце — это разные уровни этой маленькой Вселенной под названием Человек. Согласно китайской медицине, человека можно разделить на несколько уровней, слоёв, начиная от внешнего к внутреннему: сознательное (тело, внешняя оболочка) → настроение, эмоции (перикард) → чувства (сердце) → дух Шэнь. На каждом уровне энергия (ци) проходит свой путь (дао) в теле, поэтому повреждения на разных уровнях будут вызывать разные реакции и проявляться разными болезни, а потому лечение так же будет отличаться.
Первый уровень самый примитивный, это тело, все его внешние повреждения, все приобретённые нами после рождения установки и привычки.
Второй уровень — это эмоции и их взаимосвязь с органами (страх повреждает почки, гнев повреждает печень и так далее).
Третий уровень это глубокие чувства, такие как, например, любовь или ненависть, которые наносят глубокие раны и ранят сердце. В китайском языке есть выражение, аналог нашему «израненное сердце», и звучит оно как «тысячи узлов на сердце». Однако эти «узлы» — это не совсем метафора, серьёзные эмоциональные потрясения и переживания остаются уплотнениями и узелками по ходу меридианов в определенных точках, их мы можем пропальпировать на поверхности тела, а вот те, что образуются внутри, на первом этапе были лишь застоем ци, а в последствие могут перерасти в новообразования.
Самый глубокий уровень — это Шэнь, повелитель нашего микрокосмоса. На последних этапах при отсутствии своевременной помощи Шэнь может полностью покинуть тело, рассеяться, а для врача китайской медицины человек без духа Шэнь — это уже ходячий труп. Именно поэтому люди в депрессии склонны к самоповреждению, причинению себе боли различными способами, самоубийству. «Когда нет Бога, приходит Чёрт», а в китайском языке одно из толкований понятия «чёрт, злой дух» — это «возвращение» 鬼,归也.
Лечение врача ТКМ направлено на восстановление единства тела и духа, удовлетворение потребностей Шэнь.
Эмоциональное состояние человека имеет Янскую, то есть позитивную, активную, энергичную, восходящую и оптимистичную сторону и Иньскую, негативную, тревожную, пассивную, замирающую, тихую, трусливую и пессимистичную сторону. Норма, когда Инь и Ян находятся в равновесии, дополняя друг друга и чередуясь между собой. В норме Янская сторона проявляется днём, а Иньская — вечером и ночью, как люди встают с расцветом и ложатся спать после захода солнца. Но есть случаи, когда Инь и Ян меняются местами, например, когда вся активность приходится на ночное время, а днём человек спит. Для подавляющего большинства людей такой распорядок будет губительным, будет изнашивать органы и системы, в короткие сроки истощит организм, это всё равно, что плыть против течения, можно, но вряд ли получится долго, силы закончатся быстро. Однако в истории есть примеры великих людей, которые вели именно такой образ жизни, это, например, Да Винчи, Франклин, Тесла, Мао Цзэ Дун, Дэн Сяо Пин, которые на протяжении многих десятков лет спали всего по несколько часов в сутки. Но это исключения, личности с уникальной врожденной генетикой, которая позволяет поддерживать общий баланс.
У обычных же людей гиперактивность Ян (например, чрезмерная активность в дневное время) может стать причиной бессонницы, проблем с засыпанием, то есть не произойдёт плавного перехода от Ян к Инь; в случае же недостаточного питания Инь в правильное, ночное время (поздний отход ко сну) будет происходить восполнение Инь в дневное время (ведь организм стремится к гармонии и равновесию), так после бессонной ночи спутником будет плохое настроение, апатия, потеря внимания, тревожность.
На первых этапах дисбаланс проявляется в синдромах недостаточности, поэтому и для лечения чаще выбирают такие процедуры, как моксотерапия и препараты, а на этапах формирования избыточного синдрома лучший эффект показывают иглотерапия и, например, кровопускание.
В основном повреждение чувственной сферы происходит по причине несовпадения запроса Шэнь и поведения человека. Но для того, чтобы понять и правильно отреагировать на запрос, необходимо узнать себя, свои истинные потребности и склонности.
В «Нэй Цзине» есть важные строки, которые призваны стать путеводителем и ориентиром: «спокойствия и невозмутимость как приоритет, самоудовлетворение как достижение» 以恬淡为务,以自得为功. В понятие самоудовлетворение вложен глубокий смысл, что целью каждого должно быть самостоятельное удовлетворение своих материальных нужд, обеспечение всех потребностей, а также эмоциональная свобода, умение и наличие ресурса на независимую от посторонних людей и вещей целостность и удовлетворённость.
Интересно остановиться на слове 恬 tian из выражения выше, оно состоит из графем 心 сердце и 舌 язык, то есть это способность, которую имеют все животные, зализывать себе раны, самоизлечиваться, только здесь говориться о зализывании ран не физических, а душевных, ран на сердце.
Любые негативные эмоции — это обоюдоострый меч, когда обращен внутрь, ранит вас, когда наружу — окружающих. Невыраженные эмоции всегда травмируют их обладателя, но нужно помнить, что при любом выстреле есть отдача, поэтому и обозначенные чувства часто оставляют глубокие раны.
Высшим уровнем, конечно, считается отсутствие эмоций наподобие ненависти, злобы, обиды, жажды мщения и т.п., но если эмоции такого спектра имеют место быть и вы сами не можете справиться с их трансформацией, то стоит обратить свой взор на китайскую медицину, для этого у неё есть весь арсенал, от иглотерапии (перечень точек, связанных с воздействием на дух Шэнь) до лекарственных средств (например, луковица лилии, акация и т.д.).
Только нужно найти врача, чье миропонимание будет соответствовать вашему запросу. Но это уже совсем другая история 😉
продолжение следует
Благодарю за статью, уважаемый Автор, и за размышления, навеянные ею!
Падение нравов и минимизация взаимоотношений между людьми, отсутствие осознания собственной идентичности и ценности — мне кажется основными причинами неудовлетворенности Шэнь.
и поголовное незнание и непонимание себя, своей сути