Развитие интегративной медицины в древнем Китае
В Китае во времена династии Мин (1368—1644 гг.) и династии Цин (1644—1911 гг.) уже были распространены императорские больницы 太医院 tai yi yuan, которые находились под полным контролем императорского двора. Это было планомерное развитие медицины, которое протекало под протекцией государства ещё во времена династии Сун (960 — 1279 гг.). Система образования врачей китайской медицины также была унаследована из периода династии Сун и предполагала систему наставничества как в пределах лечебных заведений, так и вне их.
В ранние годы династии Мин медицинское обучение находилось под ведомством придворного лекаря, а только потом было передано под управление императорской лечебницы. Изначально масштабы системного образования врачей были ничтожно малы, так как предполагалась подготовка кадров только для императорского двора, родственников императорской семьи, высокопоставленных чиновников и военной знати. То есть государство не брало на себя ответственность за подготовку специалистов, которые будут оказывать медицинские услуги простому населению, этим занимались врачи из народа, так называемые знахари, которые чаще всего получали знания «по наследству».
Но начиная с 1384 года первый император династии Мин Чжу Юаньчжан 朱元璋 zhu yuan zhang отдаёт приказ в населённых пунктах разного уровня учреждать не только школы конфуцианства и натурфилософии Инь-Ян, но и общественные больницы. Однако в это время врачам не выплачивали ежемесячное жалование, и только во времена правления императора Чжу Ди 朱棣 zhu di (династия Мин, 1402-1424) докторам с семьёй полагалось пять доу риса (около 31.25 кг), а одиноким — три доу риса (около 18.75 кг). Поэтому из-за тяжелых экономических условий среди врачей было распространено бегство из мелких поселений в более крупные и выбор индивидуальной практики.
В ранний период династии Цин существовало деление на 13 разделов врачевания (общая терапия 大方脉 da fang mai, детские болезни 小方脉 xiao fang mai, гинекология 妇人 fu ren, язвенные болезни 疮疡 cuo chuang, иглотерапия и прижигание 针灸 zhen jiu, глазные болезни 眼 yan, болезни ротовой полости и зубов 口齿 kou chi, болезни горла 咽喉 yan hou, повреждение холодом 伤寒 shang han, костоправство 接骨 jie gu, лечение колотых и резаных ран 金镞 jin zu, массаж 按摩 an mo, знахарство и лечение заговорами 祝由 zhu you). Позже они были заменены на 11 (были упразднены разделы лечения колотых и резаных ран, массаж, знахарство и лечение заговорами).
Начиная с седьмого императора династии Западная Хань У-Ди (156-87 до н. э.) в Китае говорят об «Искоренении ста школ и почитании только конфуцианства» 罢黜百家,独尊儒术 ba chu bai jia, du zun ru shu, поэтому развитие и становление китайской медицины пронизано принципами философии конфуцианства.
Передача знаний по наследству была развита именно в этот период, врачей называли уже не знахарями, как прежде, а учёными-врачевателями и им приписывают такие конфуцианские добродетели, как доброта, гуманность, искренность и жертвенность. Также конфуцианство придерживалось принципов почитания канонов, поэтому основным мерилом врача было знание и следование основным канонам, а врачебная практика не должна была выходить за рамки написанного в Трактате Жёлтого Императора о внутреннем и «Трактате о повреждениях холодом». Несмотря на то, что это стимулировало изучение и сохранение древних канонов, однако это очень сильно ограничивало развитие и новаторство китайской медицины. Этот принцип был нарушен основоположником неоконфуцианской школы «Учение о духовном самосовершенствовании» (心学 xin xue «синь сюэ» ) Ван Ян Мин 王阳明 wang yang ming, который выдвинул принцип «единства познания и действия» 知行合一 zhi xing he yi, предполагающий индивидуальное осмысление общих понятий и личный практический вклад в общеизвестные постулаты.
Во времена Опиумных войн 鸦片战争 ya pin zhan zheng (1840-1841 и 1856-1860 гг., войны, развязанные Англией и Францией против императорского Китая за захват ресурсов и рынков сбыта) из-за упадка во всех сферах жизни осталость лишь 5 разделов врачевания, это время считается одним из худших в истории Китая в отношении развития наук.
Ещё до очевидного европейского вторжения страна перестала быть закрытой, среди богатого населения появился тренд на европейское образование, это не могло не сказаться и на области медицины. Германский проповедник католического иезуитского ордена Иоганн Шрек (1576 — 1630 гг.) и итальянский миссионер-иезуит и переводчик Маттео Риччи (1552 — 1610 гг.) были одними из первых, кто привёз западную медицину в Китай. По их инициативе были учреждены религиозные общины, церкви, университеты и больницы. Начиная с этого времени можно говорить о зачатках интеграции двух медицинских систем. В это же время начался спор и противостояние между западной и традиционной китайской медицинскими системами, который не разрешён до сегодняшнего момента.
Однако после окончания опиумных войн внутренний дух противостояния всему западному, в том числе и западной медицине, задал новый виток развития традиционной медицины. Весь этот период можно назвать периодом наставничества, каждый врач считал личным долгом иметь большое количество учеников и передавать им свои знания.